Быть Керри Брэдшоу, или работа фрилансером в глянце

После выхода сериала «Секс в большом городе» многие юные девы заболели желанием стать, как Кэрри Брэдшоу: писать статьи, основанные на принципе «что вижу — о том пою» для глянцевых журналов, получать за это большие деньги и все свободное время (а по «СвБГ» складывалось впечатление, что у Кэрри все время — свободное) тусоваться с подругами и друзьями по кабакам. К тому же, многие уверены, что писать про секс, отношения, моду и косметику проще, чем про политику и экономику.

Кстати, странно, что никто из груменов до сих пор не написал на эту тему :)




В общем, это желание не обошло стороной и меня, и в какой-то момент я решила, что я хочу стать журналистом-фрилансером в глянце. Сейчас я этим уже не занимаюсь, но с удовольствием расскажу, как это было.


Как попасть в глянец?

Вообще, моя карьера глянцевой журналистки началась гораздо раньше: когда мне было 15 и я готовилась к поступлению, мою статью об аниме и манга опубликовал журнал Yes!, который в то время (шел 2001-й год) был первым и самым передовым журналом для девочек. В этом журнале я впервые увидела в напечатанном виде слова «мастурбация» и «месячные». Читали его тогда абсолютно все девочки, находившиеся в возрастной категории «5 — 11 класс». Неудивительно, что после выхода статьи я моментально стала звездой школы. Со мной, натурально, фотографировались. Я ставила автографы на обложке журнала со своей статьей. Как сейчас помню, это был июнь 2001 года. Если у кого-то завалялась такая старина — знайте: ту статью про японские мультики написала я.

Собственно, еще одним доводом для меня писать в глянце стало то, что за статью в журнале Yes! мне заплатили какие-то довольно приличные по тем временам деньги. Но точную сумму я сейчас уже не назову.




Итак, я села на Интернет (а точнее, на сообщество paparazzi в ЖЖ), и очень скоро у меня был очерчен круг журналов, которым требуются фрилансеры.

Но вообще — фриланс в женском глянце вовсе не обязательно искать специально. Можно пойти другим путем: сперва написать статью, а потом рассылать ее в разные журналы. Главное — не бояться и не стесняться: если тема вашей статьи покажется редактору интересной, ее примут, а штатный редактор приведет текст в соответствие с требованиями издания.


Каким бывает глянец?

Вобще, сейчас понятие «глянец» очень разнообразно. Мы говорим сейчас о женском глянце, ориентированном на тексты о шмотках, красоте и мужчинах, а бывает еще технический глянец, life-style глянец, и много еще какого глянца.

Вообще, весь женский глянец делится на два вида: те издания, которым журналисты со стороны нужны постоянно и те, кому они бывают нужны только в крайнем случае. Я работала и с теми, и с другими.

В категорию журналов, которым внештатники нужны постоянно, попал, в частности, женский интернет-портал Kleo.ru. Чем хорош сетевой глянец?




Во-первых, частотой обновления материалов. Kleo.ru обновлял рубрики раз в неделю, а гонорары платил в конце месяца — на карточку. Таким образом, за месяц можно было написать несколько статей и получить гонорар сразу за все написанное.

Во-вторых, из публикаций в Интернете проще составить творческое портфолио. Иногда редакторы изданий при знакомстве просят показать им примеры публикаций. Всегда проще накидать ссылок, где статья уже оформлена, отредактирована и с картинками, чем слать вордовские файлы.

У Интернет-глянца есть и минус. Он состоит в том, что платят там, в основном, не много. Например, в Kleo мне платили 30 долларов за статью (стандартная составляла 5 тысяч знаков).

В печатном глянце платят, конечно, больше. Самыми высокооплачиваемыми считаются Vogue, Marie Claire, Elle. Здесь гонорар фрилансера — около 30 долларов за 1800 знаков. Мекка всех секретарш Cosmoplitan платит стандартные гонорары.

Стандартной таксой для женского журнала пару лет назад было 20 долларов за 1800 знаков. Объем статьи в печатном издании, как и в сетевом — около 5 тысяч знаков с учетом пробелов.

Основной минус печатного глянца — это «длинные» деньги. Каждый номер верстается за несколько месяцев до выхода, поэтому, если ваш материал взяли в печать в июле, вы вполне можете ждать своего гонорара до октября. Кроме того, надо всегда помнить о том, что то, что ты пишешь в сентябре, выйдет к Новому году, и это тоже довольно сложно: когда за окном бабье лето, писать о том, как выбрать елочные игрушки, психологически тяжело.

Я сотрудничала с журналами «Она», Cosmopolitan, Marie Claire.


Как выглядит рабочий процесс?

Расскажу вам историю из собственного опыта. Однажды в упомянутом уже выше сообществе paparazzi я увидела объявление о том, что глянцевому журналу срочно требуется человек, который до конца недели напишет юмористическую статью про книги о сексе. Я написала письмо, приложив к нему несколько образцов своих статей, и честь написать статью досталась мне. Оказалось, что Marie Claire срочно нужно закрывать дырку в полосе. Когда я приехала знакомиться, редактор сказала мне, что ей пришло более 200 писем с предложением написать этот материал, но в результате тендера она выбрала меня, потому что… помнит меня по журналу Yes!. Действительно, это была та самая девушка, которая в далеком 2001-м правила мою статью про аниме и мангу.

Итак, задание было получено, редакционные деньги на закупку книг выданы, и я отправилась в книжный. Задача осложнялась тем, что мне необходимо было купить такие книги о сексе, по которым потом можно было бы написать юмористическую статью. В результате, мой выбор пал на «Библию секса», некую книгу Бориса Жириновского «Азбука секса», маркиз де Сад и еще несколько наименований.

Нужно было видеть лицо кассирши, которая пробивала мне пять книг на одну и ту же тематику.



Впрочем, это оказалось самым сложным во всем процессе подготовки материала. Дело было в феврале, а уже в начале апреля мне выдали мой гонорар. Весьма приличный.


Что надо делать, чтобы попасть в глянец

Прежде всего, не стесняться писать письма и договариваться с редакторами. Как правило, потребность в авторах есть всегда.

В моменты творческого кризиса можно полистать журналы за прошлые годы. Нет ничего более повторяющегося, чем тематика статей в женском глянце.

Однако важно иметь хороший слог, умение шутить, коротко и ясно выражать свои мысли и быть терпеливой, чтобы по нескольку раз переписывать свои тексты. Проблема может возникнуть еще вот в чем: зачастую глянцевый материал необходимо снабжать комментариями экспертов, искать реально существующих героев, которые будут готовы предоставить для публикации свои фото, и пр. Так что не надо думать, что написать статью в «Космо» — это значит 15 минут поплевать в потолок перед экраном лэптопа.

Я считаю, что нужно ответственно относиться к любой работе. Даже к работе глянцевого фрилансера :)

Вообще же, я считаю, что кормиться глянцевым фрилансом довольно тяжело, особенно поначалу: вроде бы и написал 10 статей, взял 15 интервью и подготовил 20 опросов, а все это выйдет только через полгода, и денег пока не видать. Вообще же в месяц фрилансом реально поднимать любые деньги: от 200 долларов до бесконечности. Все зависит от собственной работоспособности и умения писать, а так же от того, насколько вы понравитесь редакторам.

Как сделать, чтобы не кинули

Во-первых, всегда заключайте с изданием договор. Во-вторых, будьте бдительны. В ЖЖ существует сообщество paparazzi_kinul, где можно пожаловаться на недобросовестного заказчика или задержку гонорара. Прежде, чем начинать сотрудничество с новым журналом, можно поинтересоваться у «сообщников», не слышал ли кто про это издание чего-то плохого.

Вообще, лучшая защита от кидалова — сотрудничество с крупными изданиями, зарекомендовавшими себя на рынке. Самый большой процент кинутых фрилансеров — в журналах, которые только-только открылись.

Удачи вам в нелегком труде Кэрри Брэдшоу! :)